На совместном заседании Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) и Подкомитета ТПП РФ по развитию упаковочной и печатной индустрии «Рынки упаковки из картона и гофрокартона. Ожидаемые итоги 2022 г. Тенденции и перспективы развития 2023 г.» Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу группы «Готэк», председатель экспертного совета НКПак, посвятил свое выступление оценке текущей ситуации, перспективам и прогнозам рынка гофропродукции.
Юрий Алпеев рассказал про «Рынок гофропродукции и тарных картонов: тренды и прогноз на 1 полугодие 2023 г.». Он отметил, что 2022 г. выдался неплохим для отечественного рынка упаковки из гофрированного картона: был зафиксирован рост на 2,4 % по сравнению с предыдущим годом, когда наблюдался 13-процентный рост. В базовом сценарии на 2023 г. динамика производства гофрокартона прогнозируется на уровне 2,7 %. С учетом положительного развития экономики в 2024–2025 гг., согласно базовому сценарию МЭР, рынок производства гофропродукции может продемонстрировать рост от 4 до 8 %. В случае стагнации экономики рост рынка не превысит 2 %.
Рынок упаковки зависит от производства продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Даже в условиях экономии, в корзине российского потребителя есть немало товаров, от которых он не готов отказаться. В условиях текущего кризиса уровень продаж базовых продуктов сохраняется, но при этом меняются покупательские привычки в целях экономии. При выборе товаров из непродовольственного сектора важную роль играет цена. В розничной торговле двузначными числами оценивается рост товаров под собственными торговыми марками сетей (СТМ). В случае сохранения тенденций 2022 г. можно рассчитывать на положительную динамику рынка гофропродукции даже в условиях ограниченного роста обрабатывающих отраслей промышленности и стратегии экономии у потребителей.
По словам Юрия Алпеева, особенно важно взаимодействие между торговыми сетями, производителями товаров повседневного спроса и поставщиками упаковки. К поставщикам имеется запрос на ребрендинг и редизайн упаковки, нестандартный функционал, быстрое масштабирование, а также на транспортную упаковку для каналов продаж: дискаунтеров и онлайн-торговли.
Соответственно, перед производителями упаковки встают новые вызовы: необходимость быстрого реагирования на запросы, гибкость и скорость проектирования и поставок, сбалансированный технический и маркетинговый функционал. Под влиянием внешнеэкономических факторов и изменения потребительского спроса производители товаров широкого потребления адаптируют свои новые бизнес-стратегии, которые и формируют актуальные требования к производителям упаковки.
В заключение Юрий Алпеев резюмировал факторы, которые будут влиять на рынок упаковки из гофрокартона в 2023 г.:
- • в 2023 г. темпы роста производства гофропродукции снизятся до уровня 2,7 % вследствие динамики макроэкономических факторов;
- • рост рынка гофроупаковки в 2023 г. будут поддерживать развивающиеся тренды (импортозамещение в обрабатывающей промышленности, трансформация бизнеса, развитие логистики и цепочек поставок, развитие СТМ, смена ассортимента, вывод на рынок новых продуктов, промоакции);
- • развитие трендов создает условия для эффективного взаимодействия всех участников цепочки поставок в разработке новых устойчивых решений;
- • снижение экспорта тарных картонов в условиях нестабильности мировой экономики, геополитической ситуации и санкций приведут в 2023 г. к необходимости маневрирования всех участников рынка тарных картонов (макулатурных и целлюлозных), приоритетным выходом для них станет ценовое давление друг на друга;
- • баланс спроса и предложения в январе-марте 2023 г. будет на стороне покупателя; соответственно, производители гофропродукции будут иметь «переговорную силу» с производителями тарных картонов по цене;
- • тем не менее, существует значительный риск иррационального поведения ТК-рынка, которое может привести к разбалансированности рынка как в сторону дефицита, так и профицита.